Архангельский

Зачем приходил на землю Сын Божий

Христос рождается славите!

Слава в вышних Богу и на земли мир,

в человецех благоволение!

С недоверием и с насмешкой слушают современные люди, ангельскую песнь, в которой так полно и точно выражается радость праздника Рождества Христова.

Слава в вышних Богу. Непонятными кажутся эти глаголы современному разуму, привыкшему к сомнению, к отрицанию, к ропоту. На земле мир… Тысячами злых ядовитых стрел пронизывают теперь за эти слова Богомладенца Иисуса враги Его.

В самый день рождения Спасителя сколько злого издевательства изольется в Его колыбель — ясли. Нет! говорят отрицатели, — не мир, а смерть, не Христос, но меч царствует в мире. Да простит их Христос Бог. Сегодня не время обличать. Ныне день радости и взаимного прощения. Пусть маловерные и неверные глумятся над СЛовом Божиим, а мы, верующие, будем радоваться и веселиться; в простоте живой веры будем прославлять Бога. А чтобы наше славословие было искренним, глубоким и сознательным, поразмыслим над вопросом, зачем приходил на землю Сын Божий.

Безначальный и Всеблаженный Бог и до сотворения мира был Вседовольным. Ни в ком и ни в чем Он не имел никакой нужды. Только любовь, благость побуждала Его творить добро и благо всеми средствами и способами. С целью умножения добра, счастья и любви Бог создал сначала Ангелов, потом мир видимый и человека. Этим творениям Он дал Свои законы, заповеди, дал и силу для их выполнения. Исполняя Закон Божий, вся разумная природа — ангелы и люди — могла и должна была по своей — силе и способности умножать духовные сокровища, умножать добро, а через это умножать и свое собственное счастье. С этой целью и были сотворены люди. Неизвестно, долго ли продолжалось блаженство первых людей, долго ли они и сами творили благую волю Божию. Но их блаженство было ненавистно диаволу. Он внушил им беззаконное желание нарушить волю Творца, Царя и Бога. Естественный страх наказания за грех под влиянием искусителя превратился у Адама и Евы в бесстрашное пожелание насладиться запретным плодом, узнать зло, — то, что противно Богу.

По внушению того же диавола, в их ддушах явилась бесстрашная мечта быть самим, как боги.

Многим кажется странным, почему так строго наказал Бог Адама и Еву за малый, по-видимому, грех.

Нет, грех Адама и Евы был немал.

Это было не бессознательное, невольное увлечение зпретным чувственным плодом. Нет, это был первый протест против воли Божией; это было желание освободиться от Бога; наконец, это было дерзновенное посягательство на власть Божию.

По вкушении плода Адама и Ева изменились. Отчасти они стали и богами для самих себя, потому что раньше они исполняли только волю Божию, а теперь стали исполнять, главным образом, свою волю.

Собственная воля стала для них выше воли Божией. Любовь к Богу заменилась самолюбием до самообожания. Но в грехопадении первых людей заключалось и наказание их. Возведенные на высоту блаженства первые люди добровольно бросились в пропасть зла, непослушания, противления, неверия.

Падение в грех было в сущности отпадением от Бога. И это отпадение было наказанием более мучительным, чем изгнание из рая.

С момента грехопадения начались страдания человеческой природы. Кроме страданий внешних, телесных, человек стал страдать и душою. Связь с Богом была порвана. Оторвавшись от Источника святости, силы жизни, разума, блаженства, человек стал существом смертным, немощным, порочным, унылым.

Отпав от Бога, человек бессознательно подчинился своему первому соблазнителю-диаволу и бессознательно стал творить его богопротивную волю.

Насколько глубоко было падение первых людей, как велика была зараза греха, видно из яркого кровавого дела — убийства первым сыном Адама Каином родного, доброго, кроткого брата Авеля.

Значит, велико было повреждение человека, когда он собственною рукою пролил родную кровь. И замечательно, в убийстве Каином Авеля опять чувствуется не простая зависть, не случайная вспышка животной злобы, а опять сатанинское противление воле Божией, дерзкий вызов Богу. Как только Каин помыслил убить Авеля, Бог предупредил его: Грех у дверей… господствуй над ним. Но Каин с непонятною для нас гордостью не послушался Бога — убил брата. Из этого примера видно, как тяжко согрешил Адам, как ужасно расстроил человеческую природу, отпав от Бога и подчинившись диаволу. Заслуживала ли такая природа райского блаженства? Да и что это был бы за рай, в котором прекрасные райские цветы поливались бы братней кровью?! К чему послужило бы древо жизни и бессмертия, когда люди стали бы истреблять друг друга, даже брат брата? Нет, рай не мог уже сделать счастливым человека, в душе которого от греха создался ад.

Иные пытливые люди спрашивают, почему Бог не удержал от падения человека; Он знал, что люди падут, согрешать, — зачем же допустил их до падения и до страдания?

Этот вопрос можно выразить такими словами: зачем Бог дал человеку свободу? зачем сотворил человека таким, что он может творить и может не творить волю Божию, Зачем свобода? Братья и сестры, мы знаем, какое великое благо свобода. Не нам судить и осуждать Бога, что Он дал человеку великое благо — свободу хотения, свободу выбора.

Конечно, Бог мог бы заковать человека в оковы добродетели, но эта добродетель была бы не нашей. Бог мог бы навеки заключить человека в прекрасном саду Эдемском. Мы могли бы вечно жить в том блаженном, но все-таки земном, чувственном жилище, в котором жили Адам и Ева. Но даже наш злой разум не считает справедливым пользоваться незаслуженно чужим добром, пользоваться и ничем не платить за него. Нужно было бы чем-нибудь заслуживать это блаженство, чем-нибудь угождать Богу. Но угодить Богу можно только своим личным хотением, добровольно, а ненасильственно. Если бы человек угождал Богу потому, что не может не угождать, потому что создан рабом, то такое угождение не имело бы никакой цены. Ценно только свободное, добровольное угождение. Такого именно угождения и послушания и желал Бог от Адама и Евы. Но они отказались угождать Ему. Мало того, они оказались недовольными Божиими милостями. Окруженные роскошью, радостью, красотой, жизнью, здоровьем они оказались недовольными своим состоянием. Им хотелось большего и лучшего — больших чувственных наслаждений; захотелось знания добра и зла; захотелось власти божественной. Теперь судите: если первые люди, первые обитатели Эдема были уже недовольны раем, могли ли быть довольны им их потомки? Конечно нет. А если нет, то и не будем колебаться в мыслях, когда люди, не знающие Бога, называют Его жестоким за то, что Он изгнал грешников из рая или — что допустил их до падения.

Нет, не вследствие жестокости Бог сотворил людей и допустил до греха. По безграничной любви, кроме мертвой материи, кроме неразумных и безответственных животных, кроме неодушевленных, растительных организмов, сотворил Бог свободного человека. А когда человек свою свободу употребил не на добро, а на зло, то Бог взял это зло на Себя, оставив для человека его свободу. Знал ли Бог, что произойдет от человеческой свободы? Конечно, знал, — знал, что человек согрешит, отпадет, но знал и Сам определил, как привлечь падшего, как спасти погибшего, как исцелить зараженную грехом природу человеческую, как усовершенствовать ее. Вражду положу, сказал Бог диаволу-искусителю, между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее, ты будешь жалить его в пяту, а оно будет поражать тебя в голову. И в течении 5000 лет Бог непрестанно напоминал людям, что Он что пришлет Искупителя, Спасителя, Мессию, который поразит власть диавола, исцелит людей от греховной заразы, спасет от греха, избавит от страдания, выкупит у правосудия Божия. И вот, когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы освободить, спасти, искупить, уврачевать падший человеческий род. Его рождение мы и празднуем в настоящие светлые дни. Мы разуемся и торжествуем. И как нам не радоваться. Бог говорит каждому из нас: не бойся: Я с тобою.

Не бойтесь, не унывайте, не ропщите, христиане, яко с нами Бог. Замолкните, мятежные думы, яко с нами Бог. С нами Бог, разумейте, язычники, вразумитесь, отступники, и покоритесь Эммануилу. Не унывай падший человек, ибо для тебя то и пришел Сын Божий. Тебе то Он и говорит: Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис. 44, 22). Не скорбите и не унывайте, изгнанники рая. Об вас говорит Господь: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13, 14) торжествуйте, небеса… восклицайте, глубины земли. То, что потеряно через свободу Адама, то сторицею возвратится нам Христом. Что погублено, испорчено грехом Адама, все покрыто, заглажено, искуплено, обновлено добровольной Жертвой Христовой. Всем открыто царство небесное. Что же нам остается делать? Остается только вступить в союз со Христом, признать Его любовь и Жертву. Кто соединился со Христом, тот уже здесь на земле — среди скорбей, среди смертей, среди гонений, среди жестоких войн — чувствует в себе мир Христов, тот мир о котором Христос говорил верующим: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так как мир — Я даю вам. И верующий христианин опытно знает, что эти слова — святая истина, и с ангельской радостью поет рождественскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

 

Православие и современность


 



Хостинг от uCoz